Евгений Раевский. Исторические галактики Юрия Молина
На пути в будущее, закрытое тучами Времени, а потому тревожное, мы сейчас стали оглядываться на наше былое, ибо почувствовали себя в едином потоке, мчащемся из прошлого в неясную даль. Многим стало важно лучше знать нашу историю именно для того, чтобы понять реалии сегодняшней жизни, попытаться очертить контуры грядущего. История дана для того, чтобы мы (хоть в шутку и назвал соотечественников А.С. Пушкин «ленивыми и нелюбопытными»), изучали её глубоко, творчески – и делали правильные выводы, попадая в сходные ситуации.
Заслуженный врач России, профессор Юрий Молин продолжает начатое более десяти лет назад рассмотрение многих личностей и фактов русской истории объективным взглядом учёного – судебно-медицинского эксперта. Только что в издательстве «Сударыня» вышла вторая часть дилогии, посвящённой роду, правившему Россией более трёх веков («Романовы… Забвение отменяется!»).
На этот раз писатель обратился не к императорам, чьи портреты и биографии стали в последние годы известны широким кругам читателей. Под его пером ожили люди, забытые даже исследователями, интересующимися прошлым России: сыновья, племянники, невестки венценосных особ. А ведь некоторые из Великих Князей были людьми яркими, много сделавшими для своей страны! Бесспорная заслуга автора в том, что он талантливо напоминает нам о них, опираясь на обширную документальную базу.
Ю. Молин в своих книгах применяет редкий приём построения текста: плавный ход изложения архивных и мемуарных материалов внезапно прерывается лирическим отступлением, характеризующим героя главы, обычно находящегося в переломной жизненной ситуации. Такова Елена Павловна на первом балу в Зимнем дворце, её умирающий на чужой земле супруг – Великий Князь Михаил. До настоящих трагических высот поднимается слог писателя в описании тяжкой болезни генерал-адмирала Флота Российского – Великого Князя Константина Николаевича. Первые фразы и абзацы лирических отступлений в книгах Юрия Молина обычно сразу захватывают внимание читателя, аккумулируют дальнейшее содержание, освещают разгорающимся огнём яркого слова ход документального повествования.
Знание анатомии, физиологии и психологии людей позволяет писателю-врачу избежать многих неточностей в исторических портретах, в творчестве, основа которого – правдивое изображение человека. По-моему, именно поэтому из медицины вышли многие писатели: А. Чехов, И. Бунин, М. Булгаков, В. Вересаев, А. Кристи, А. Конан Дойль, У. С. Моэм, С. Лем и многие, многие другие. Когда это знание переполняет, напитывает человеческую душу, как губку, приходит время поделиться накопленным с другими людьми. От зоркого профессионального глаза автора не ускользнули неизвестные ранее детали жизни и быта великокняжеских семей, особенности их рождения, болезней и гибели.
Нетрадиционность и оригинальность авторского взгляда делают книгу не просто значительным чтением, к которому хочется возвращаться вновь и вновь. Ещё один плюс этой книги – хороший русский язык. Буквально звереешь от сквернословия, претенциозности в сочетании с безграмотностью многих современных писателей. Автор пишет не только выразительно, своеобычно, но и грамотно.
Юрий Молин стоит особняком в нашей бурлящей спорами и борьбой писательской среде. Все эти страсти обтекают его, как утёс, возвышающийся над тщетой суеты человеческой. Он занят Делом. Нелёгкая судьба, специальность, требующая не только энциклопедических знаний, но и сострадания, милосердия, сформировали мудрую, проницательную личность, отличающуюся добрым чувством юмора.
В каждом деле есть свои Мастера. Особая манера слова, способность придать тексту отточенность и завершённость, безупречный стиль, ясность изложения представленных исторических портретов – бесспорная заслуга Ю.А. Молина, настоящего Мастера русского слова.